Можем ли мы повлиять на свою судьбу?

Все сущее – как начало, так и конец – предопределено силами, над которыми мы не властны. Они управляют и насекомыми, и звездами. Люди, растения, космическая пыль – все мы танцуем под таинственную мелодию, которую где-то вдали играет невидимый флейтист. (c)

Альберт Эйнштейн

Так что имел в виду один из величайших физиков 20-го века? Из моего опроса один из подписчиков предположил, что это он «использовал дораицональный язык, присущий многим в то время». Мне же показалось, что именно через метафору, Эйнштейн пытался донести всю непостижимость процессов мироздания, которые не укладываются только лишь в лекало формул и графиков, он понимал, что не все возможно объяснить логикой человеческой, он интуитивно чувствовал, что есть нечто важное – за ее пределами. Чувствовал не только он, но и, например, Ричард Фейман, получивший нобелевскую премию «за фундаментальные работы по квантовой электродинамике, имевшие глубокие последствия для физики элементарных частиц» (частица, движущаяся во времени вперед, тождественна античастице, движущейся во времени вспять).

Эйнштейн, в своих исследованиях ушел от ньютоновского трехмерного пространства и линейного времени, к четырехмерному временному-континиуму. Во Вселенной Эйнштейна возможно перемещаться в пространстве-времени таким же образом, как мы обычно перемещаемся в пространстве. Знаменитая формула Эйнштейна гласит, что время замедляется пропорционально скорости движущейся системы и останавливается, когда эта скорость достигает скорости света. И можно предположить, что в системе, движущейся со сверхсветовой скоростью, время должно течь в обратном направлении.

В попытке познать материю, физики сумели в своих исследованиях преодолеть укоренившиеся представления и пойти дальше.

Альберт Эйнштейн, вряд ли был абсолютным фаталистом. Он был логиком. При этом его эпиграф показывает соединение противоположностей — понимание, что “мы хозяева своей судьбы”, мы сами ее строим и от наших действий и бездействий зависит то, как она будет складываться. Но и присутствует вневременная переменная, которую мы не в силах контролировать. Жизнь, порой вносит такие коррективы, которые нам не могли даже присниться, нередко это бывает больно и неудобно. Да — это зачастую именно плацдарм для роста, вынужденного.

Есть некая 4-ая фаза конфликта с кем бы то или с чем бы то ни было, фаза отстраненности, когда человек выходит на тот уровень, где проблемы не существует, нет конфронтации и сопротивления. Есть — соединенность со всем Сущим, чувство покоя и принятие протекающих процессов. С точки зрения процесс ориентированной психологии, речь идет именно об этом, физик говорит именно об этом? Я, как психолог ищу глубокие смыслы в этой метафоре, наверное, для того, чтобы извлечь пользу помочь себе и другим.

Так есть, по вашему мнению, реальность «таинственной мелодии невидимого флейтиста», под которую мы все танцуем?

Можем ли мы повлиять на свою судьбу

Поделиться :