Какую практику йоги выбрать, если хочешь привести в порядок свои мысли?

В этой статье у нас с вами ответственная задача! Понять какую “йогу” выбрать. Я не знаю, что страшнее, информационное пространство, наполненное огромным количеством противоречивых, непонятных материалов, по названиям и звучанию таких чуждых русскому уху или наоборот полная информационная депривация, т.е. ее фактическое отсутствие, как это было во времена СССР до 1989, когда йога была официально под запретом.

Я, как психотерапевт, выделил еще в самом начале цикла наших статей, основное назначение практик йоги — помощь для наших “современных поврежденных умов”.

Еще раз напомню о тотальной невротизации жителя большого мегаполиса, о крайнем перегреве его психики и об отсутствии экологичных путей психоэмоционального и нервно-мышечного сброса.

И практику йоги мы рассматриваем, как уникальный и аутентичный способ:

— расслабления тела и снятия мышечных зажимов;
— долгожданной остановки мыслительного диалога, через работу с телом;
— снижение уровня “перегрева” психики и некого “затухания”, а иногда и полного растворения     неврозов;
— помощи в исцелении хронических недугов и их профилактика;
— повышение стрессоустойчивости;
— пускай и кратковременного, но повышения уровня сознания (смотри шкалу Д. Хокинса).

Т.е. заметьте, я не включал в список целей: стать гибким или найти “эзотерическую тусовку”, или узнать больше о культуре Индии. Нет.

Этим и так заполнен “эзотерический рынок”, где каждый первый просветленный, а крутизна гуру измеряется длинной его седой (обязательно!) бороды.

Вот они (приведены выше) критерии, по которым мы попытаемся вести четкое ранжирование того многообразия техник и “различных йог”.

Что же считать  йогой? Мы найдем десятки определений в “Йога-сутрах Патанджали”, “Бхагавадгите” и в других священных текстах, и все они правильные и верные. Если практика противоречит заложенным в первоисточнике принципам —  йогой  перестает являться по-своему содержанию, сохраняя при этом видимость формы (а иногда теряя  ее). Это важно.

Почему  важно придерживаться первооснов?

Пример. Вы покупаете в аптеке лекарство и для вас важно, чтобы было меньше побочек и были клинические исследования. Вам хочется подтверждения, что эта шутка не токсичная, что она была исследована доказательной наукой.

Получается,  если вы хотите заняться  такой сложной практикой, то вам необходимо обратиться к первоисточникам, чтобы не навредить себе и достичь желанного покоя. Все становится легче, когда есть неизменная константа — это “Йога-сутра Патанджали”.

Патанджали — это древний, индийский философ, йог, которому приписывают внеземное происхождение, живший в 200 г. до н. э. Есть несколько реально существующих исторических персонажей, живших в то время с этим именем и в эту эпоху. Но как бы то ни было сутры дошли до наших дней неизменными. Соответственно, опираясь на этот изначальный и основной йогический текст, мы имеем право судить, что за йога перед нами — йога истинная, настоящая, аутентичная или business joga и факи́ризм (от араб. فقیر (факир) — бедняк, так еще называли в покоренной Индии фокусников, циркачей и гимнастов.

Разобраться в этом самостоятельно, не погружаясь в предмет — нереально. Мне пришлось погружаться. 2 года назад я летал в Гокарну (Индия), на курс философии йоги к моему мастеру, хранителю традиций, Мадавану Мунусами. Услышать курс — не значит понять. Мне понадобилось практически 2 года, чтобы осознать, как реализовывать хоть какую-то часть на практике.

Одним из важнейших критериев качественной практики йоги, есть реализация сутры 1.2 — йога — читта вритти ниродхо (далее по тексту ЧВН), если очень грубо перевести, как “йога — это остановка ума”, т.е. торможение деятельности коры головного мозга.

Другими словами, если ваша практика йоги не ведет к покою, релаксации, к ЧВН, то это что угодно: силовая акробатика, гимнастика, ЛФК, но йогой это в полном смысле называться не может.

Если вы испытываете дискомфорт, а уж тем более боль, включается ваша симпатическая нервная система (активация ресурсов).  О каком покое ума и релаксации может идти речь?  Але?! Когда вы начали напрягаться — йога закончилась.

Релаксация должна быть не когда вы потный и полумертвый “падаете в шавасану (поза глубокого расслабления, когда человек лежит на спине)”, релаксация идет на протяжении всей (!) практики. Именно тогда и включается все восстановительные и исцеляющие функции  вашей психики и соматики.

Правильно выполненной асаной (позой) можно считать такое положение тела, в котором вы ее (асану) практически не чувствуете. И вы пребываете в ней столько, сколько нужно, до первых ощущений напряжения, а не столько, сколько где-то написано или сказал инструктор.

Что будет, если данный принцип не соблюдать? Вот мы видим пример много “крутых”,  распиаренных школ, популярных, прежде всего, на Западе.

Йога — Айенгара — “авторский стиль” Б. К. С. Айенгара, знаменитого йога, с выдающейся природной мобильностью (получившего, тем не менее, огромное количество травм за жизнь, тут сразу понятно — Гуруджи), решивший, что именно так и должен идти человек Запада к  “здоровью и долголетию”. Для того,  чтобы миру явить более “совершенную”, “новую” версию йоги, надо было проявлять отъявленную изобретательность. Например, придумать к 32 существующим данным в «Гхеранда самхита» (фундаментальном йогическом тексте), классическим, архетипическим асанам еще 170.

Почему бы и нет. Just Business. Разве глупые, белые варвары разберутся, что к чему?

А вот “варвару” повезет, если он молодой и не травмируется — станет просто более гибким и психику не перегреет.

Можно также сказать об Аштанге-Виньясе-йоги, которую придумал знаментый Паттабхи Джойс, будущий наставник голливудских звезд. Этот “стиль” йоги — вообще похож на фитнес. Как они говорят: “Аштанга-йога — не для слабаков!” У него с мобильностью было  похожее, чем  у  Б. К. С. Айенгара, поэтому он и добавил пресловутые “виньясы” («связки») — непрерывно повторяемые между позами элементы, очень многим известного комплекса “Приветствия Солнцу” (Сурья намаскар). Здесь все происходит динамично с паузами между асанами всего в 3-5 секунд, о виньясах в классических текстах нет ни слова.

Ребят, приходите лучше к нам в Crossfit Redyar Capital, вместо “аштанги” — дадим вам штанги, у нас, конечно, не на санскрите названия комплексов, но уж поверьте, мало вам не покажется.

Также можно сказать о нашем киевлянине А. В. Сидерском, очень популярном на постсоветском пространстве, сего  Yoga23, который сам признавался в том, что “всю описанную в книге («Йога восьми кругов») дребедень “вокруг” форм я придумал от начала и до конца. Там нет ничего кроме коньюнктурной заманухи.

Невозможно и обойти стороной А. Лаппу, который явил миру 365 (!) асан.

Два первых господина были популярны на Западе и в Европе еще во второй половине  20-го века. Два последних популярны в СНГ, а мы живем уже в 21-ом веке, сейчас есть  более “новые”, “современные”, стили йоги.

Pecunia non olet или деньги не пахнут! Не нам судить об этих господах-бизнесменах. Профанации много, но есть и ориентиры, которые помогут разобраться и понять, что перед вами.

Ты нас уже запутал! Так, какой же йогой все-таки заниматься в конце-то концов?!

Ребята и девчата, классической! Т.е. традиционной Раджа-йогой (королевской или царской) или ее частным случаем хатха-йогой (в ней сосредоточены первые две ступени Раджа-йоги).

Вот и все. Есть, как говорится, мат. часть (письменные источники “хатха-йога-прадипика”, “Йога-сутры Патанджали” и др.).  В нее обывателю, углубляться, наверное, нет большой необходимости, в отличие от преподавателей. Но при желании она поможет верифицировать подлинность практики.

Вот он простой рецепт. Классика — решает, в ней можно быть уверенным, она исправно работает более 4 тыс. лет. При качественной практике вы никогда не травмируетесь и постепенно дойдете до пределов своей генетической гибкости, но это не главное. Главное —  быть более здоровыми телом, умом и душой. И ваша обычная жизнь наполнится новым качеством.

Решать, конечно, вам, я в йоге совсем не профессионал, но и не дурачок, который ведется на все “заморское”. Нашему  человеку нет смысла быть плохой пародией на индуса, у нас своя историческая миссия и свой Путь, но и это не мешает нам брать из разных культур самое лучшее.

Занимайтесь классической йогой. Ждите дальше продолжения цикла статей.

Удачной практики, друзья!

Какую практику йоги выбрать, если хочешь привести в порядок свои мысли

Поделиться :