Почему сильные желания могут нам навредить?

Тема удовлетворения желаний в современном обществе стоит центральным штандартом трансгуманистической и либеральной идеологии. Это знамя гордо реет, напоминая своим адептам, в чем их смысл жизни и куда они должны идти.

Идти они, конечно же, должны за удовлетворением своих желаний, как “своих”, таких, которые предлагает реклама и СМИ. Причем исполнение желаний должно быть любой ценой, ограничением может только являться УК РФ и то, если некому тебя “отмазать”. А так, хоть трава не расти.

Enjoy… Абсолютная, беспрекословная, метаценность, которая стоит над всеми ценностями. Если, что-то не ведет к сиюминутному исполнению желаний или реализации их в ближайшей перспективе, то это отбрасывается, как ненужное и негодное.

А что тут такого? Пускай люди себе реализуют, что сами хотят, если это не затрагивает других, их интересы и свободы. Тут своя правда. Но сам процесс и эта ценность сейчас крайне абсолютизирована.

С одной стороны, советы директоров различных ТНК заинтересованы только лишь в максимизации прибыли и их не интересует, что станет с окружающей средой и лесами, так и с человеческим ресурсом. Им неважно, что своим же внукам они завещают искалеченную планету в наследство. Тактические задачи, ладно бы человеческого выживания, а здесь безграничного кормления своих страстей — ставятся выше стратегических задач обеспечению существования и гармонизации всей биосферы.

С другой стороны, каждому человеку предлагается система ценностей, сформированная не из нравственных, духовных, культурных, исторических составляющих человеческого бытия, которая создавалась тысячелетиями, а из того, что может произвести и предложить та или иная корпорация.

Получать удовольствие от простых моментов можно и нужно — это необходимая черта человека, которую он попросту должен в себе воспитать и развить. О своих желаниях тоже забывать не стоит. Я как терапевт, точно могу сказать, что если долго “наступать на горло своей песне”, в один момент вы поменяетесь ролями. Персональная, заветная мечта — это то, что может греть нас, может давать нам силы.

Но проблему я вижу, когда человек низвергается до раба своих желаний. Когда хозяином становится тот, кто эту мнимую потребность породил или является держателем тех благ, за которыми и ведется война и охота.

А как узнать, что ты уже раб своих «хотелок»? Что тобой управляет кусок торта, бутылка пива, новое платье, аккаунт на Pornohub?

Когда ты с собой справиться не можешь, когда отняв от себя свою “дофаминовую пилюльку” тебе становится грустно и одиноко. Когда ты ощущаешь себя незначительным и ничтожным.
Но ничего не имеет общего с ощущением своей ничтожности перед космосом и Всем сущим и одновременно чувством сопричастности и своего Единства с Общим Целым. Нет. Здесь чувство маленького ребенка, которому не дали игрушку и он плачет, потому что без нее ему скучно и он не может уснуть.

Когда человек не может реализовать мнимые потребности, ведь так уж устроена система, в ней и заложена возможность удовлетворения желаний только для ограниченного количества людей, другим попросту не хватит ресурсов.
Для такого человека, бытие становится невыносимым, и бессознательно желая уйти с этого травмирующего уровня, он приходит к неэкологичным способам психоэмоционального “сброса”, таким, как агрессивное поведение, немотивированная преступность, алкоголизм, наркомания.

В этом отчасти и кроется природа зависимостей от чего бы то ни было. Вот она и получается некая закольцованность. Сам порыв на время забыть эту реальность — оправдан, у человека нет внутренних ресурсов и знаний, чтобы адаптироваться, а вот способ адаптации — разрушителен.

Есть ошибочная парадигма, которая звучит так: “Нереализованное желание — это труп гниющий внутри тебя”. И какое бы гнусное, какое бы отвратительное, мелкое, ненужное, никчемное он бы не было — ты обязан его воплотить в жизнь, иначе оно отравит тебе жизнь самому.

Вместо борьбы с этими страстями, которые в человеке питают прежде всего его животную природу, не оставляя место природе человеческой, а уж тем более божественной, культивируется обратное. Но и это не совсем правда, т.к. животные естественны в своем поведении и все их стремления, обусловлены реальными(!) потребностями.

Такие интенции можно поставить в некоторых случаях даже ниже животной природы, это абсолютная бездна доступная только человеку.

Это воспевается, романтизируется, одобряется общественностью, выдается за единственно возможную, под стать современности модель мышления.

Почему же так страшно бесконтрольное желание? Слово «страсть», не смотря на свою современную привлекательность, имеет на самом деле этимологические корни от слова — “страдание”. Другими словами наше желание, которое не обуздано после его удовлетворения приводит нас к мимолетному покою, а потом оно разгорается с новой силой и приводит нас к жажде и от этого страданию.

Сам процесс очередного поиска способа удовлетворения страсти постепенно и неуклонно размывает человечность, выжигая все то, что нас человеком и делает — все светлое, доброе, вечное. Страсть — это удар, нанесенный, прежде всего, по себе самому.

Что с этим делать? Мы можем обратиться к религиозно-философским трудам, например к “Риторике” — Аристотеля, к трудам Григория Великого и кончено же к “страстям и добродетелям” Игнатия Брянчанинова, последний наиболее близко жил к нам по временному промежутку (всего лишь 19 век) и был нашим соотечественником.

И так можно выделить 8 страстей и 8 добродетелей:

— Чревоугодие (обжорство) — Воздержание или пост, умеренность в пище.
Блуд – Целомудрие;
— Сребролюбие — Нестяжание (обеспечение себя только необходимым);
— Гнев — Кротость (намеренная уступчивость, воспитание в себе гуманности);
— Печаль — Блаженный плач (принятие ситуации и осознание ее ценности);
— Уныние (лень) — Трезвение (усердие в делах);
— Тщеславие — Смирение (скромность);
— Гордыня — Любовь.

Как работать со своими страстями, делая себя хозяином своей жизни, тела, ума, становясь благородным, гуманным, человечным, любящим, наполненным, бесстрашным, вдохновляющим, целостным — это уже другой вопрос. Вопрос сложный и многим ненужный и совершенно назойливый, потому что и так все устраивает.

Я намеренно напишу проще.

Высшее — произрастает на низшем. Низшее (считай, нижнее) — наиболее простое, не требующее глубоких размышлений. Если мы на него не обратим внимание и не предпримем попытку им управлять, то самое высокое так и не родится.

Первый шаг — это осознание свое пленения, что ты сам иногда (часто) сам себе не хозяин.

Второй — сознательная готовность к борьбе со своим деструктивным желанием.

Третий — систематическое приучение себя к добродетели, взамен своей губительной страсти.

Как это на практике?

Я сыт, поэтому откажусь от сладкого. Я могу обругать другого человека, но  воздержусь, промолчу. Я могу солгать или приукрасить, и никто не узнает, но говорю правду.

Суть в том, чтобы начать с малого, у нас сейчас предоставляется случай беспрецедентный, мы заперты в своих домах. Искушений поругаться со своими домашними или переесть или перепить, много.

Начните сегодня — сделайте первый шаг, а я вместе с вами.

Почему сильные желания могут нам навредить

Поделиться :