Как изменился «культурный код» нашего народа во время пандемии

Как бы то ни было, помимо экономических, политических сдвигов, связанных с нынешней пандемией, назрел беспрецедентный сдвиг в культурологическом пласте нашего народа.

Мне попался свежий взгляд на ситуацию сегодня, социолога и военного историка, Сергея Переслегина. Сегодняшние меры обеспечения самоизоляции разделили людей на 2 лагеря — первых можно причислить к COVID-лоялистами и COVID-диссидентами.

COVID-лоялисты (от фр. loyal — верный) — люди особого склада, мировоззрение которых является продуктом глобализации и крайних либеральных идей. Т.к. на смену жесткому материализму 20-го 20, должна была прийти эпоха плюрализма, но этого так и не случилось, то по сути мы имеем в своем виде неоматериализм вместе с атеизмом, где идеи Бога, Божественности, святости, сакральности, духовности и любых надличностных ценностей сведены к небылицам, сказкам или сюжетам уровня диснеевских мультиков.

Любое проявление героических сторон человеческой натуры — честь, жертвенность, любовь вопреки, честность, сейчас считаются нелогичными и даже смешными. Во вселенной человека, где нет ничего вечного, ни бессмертной души, ни Бога, где есть только череда сменяющихся сезонов скидок на осенние коллекции, ожидание выходов новых сериалов на Netflix. Там нет никаких по-настоящему серьезных ценностей, за которые могли бы цепляться кроме, как к ценности своего биологического существования. Отсюда панический страх смерти, гнетущее уныние от того, что невозможно развлекаться привычным образом.

Такие люди будут поддерживать любые ограничения своих гражданских прав и свобод, которые могут спасти жизнь. Постепенно сознание людей двигается к западноевропейскому формату, что  является неким исключением особого “русского пути” в пользу определения себя, как европейской страны 2-го сорта. Среди лоялистов, как раз и есть русофобы, которые с удовольствием бы променяли свое гражданство, на гражданство любой другой “прогрессивной” страны.

Понять людей можно, как им быть, если одна из основных движущих мотивов является — подобие эфемерной суррогатной “американской мечты” или просто страх? Поэтому, они за пропуски, штрафы, ограничение работы бизнеса и т.д.

И есть другая когорта, людей COVID-диссиденты (лат. dissidens «несогласный»), которые напротив считают свои права и свободы отмечают, как высшую ценность, чем сохранность своего биологического существования. Вспоминаются слова из старого советского мультика: “Детство Ратибора: «Живя для жизни, «росич» всегда выбирает свободу. Нет смерти, Ратибор». Нет, диссиденты не безумцы, которые готовы расстаться жизнью, при первом удобном случае.

Но, когда страх был — исторической миссией русского народа?

Человек, связанный с надличностными ценностями с религией, с верой, со своей душой, культурой, отечеством, подвигами своих предков — ему смерть не страшна. Зеркало истории — показывает, что в случае чего отдать жизнь за идею это и есть потенциал, который позволял нашему народу противостоять тем, кто попирал его свободу.  Диссидентам, конечно же, не нравятся пропуска, обязательные тесты на COVID, трусость власти и маскарад с масками.

Их тоже можно понять. За что тогда цепляться в этой стране, где жизнь порой, не так уж сладка (как впрочем, и везде), как не за свободу, которая доставалась такой кровавой ценой? А историческая справедливость восстанавливалась тоже разными путями. “О мать революция! Не легка Трехгранная откровенность штыка” — Эдуард Багрицкий.

Как вы понимаете, пассионарность (по Льву Гимулеву) у лоялистов вымывается, если не начинает уходить полностью, потому что исчезает потенциализация к изменению среды, в которой живешь, ведь есть протоколы, схемы и предписания.

Т.к. совершенно точно государство поддерживает и поощряет лоялистов, то происходит своеобразный “общественный раскол”, о глубине которого сложно судить. Конечно не пандемия «расколола» общество, а только лишь обнажила разность в мировоззрениях, которая уже назревала.

И наблюдается дрейф “культурного кода” нашей страны — ответа на вопрос во имя чего мы все здесь живем. Как вы понимаете по-большей части, ответ на этот вопрос стремительно начинает меняться.

Культурный код, по сути — ответ на вопрос, приведенный выше и способы реакции на экстремальные ситуации и совокупность нашей культуры, языка, истории, что нас и отличает от других народов.

Иными словами, философский идеализм сменяется на классический гуманизм, ведь стремление к жизни никак нельзя рассматривать, как стремление к надличностным идеалам, где общее — выше частного.

Также, наша русская “игра на высоких ставках”: если любить, так до смерти; если спасать, то весь мир. Для лоялистов эта максима (моральный принцип с предельной степенью общности и обязательности) становится невозможна, потому что они не могут и не будут рисковать своей жизнью ради какого-то большого дела, даже если есть минимальная угроза жизни.

Куда  изменение “культурного кода” приведет — неизвестно. Может мы сгущаем краски, и ничего такого нет? А может в это что-то есть.

У кого какие мысли по этой теме?

Как изменился культурный код нашего народа во время пандемии

Поделиться :